Формирование пространственной среды |
Композиция города, определяющая пространственный порядок его архитектурных ансамблей, основывается на развитии сложившейся системы планировочных осей и узлов, объединяющих возникшие в разное время архитектурные ансамбли и их составные части (здания, транспортные и инженерные сооружения, зеленые и водные пространства). На протяжении основных этапов развития градостроительства композиционные средства подвергались эволюции, в ходе которой видоизменялись приемы и формы сочетания планировочных осей и узлов, но самый принцип их выделения сохранялся. Формировались новые разнообразные связи (визуальные, пешеходные, транспортные). Носителями композиционных связей практически всегда являются природные элементы (реки, долины, возвышенности) и искусственно созданные объекты и коммуникации. Некоторые, казалось бы, устойчивые приемы создания композиционных осей (в первую очередь то или иное характерное построение улиц и площадей — классическое трехлучие, «Ринги», радиально-кольцевые построения и др.) в современных условиях утрачивают значение общегородского приема композиции в связи с расширением городской территории, перепланировкой старогородских частей, изменением физических возможностей восприятия городского пространства, трансформацией способов и средств передвижений. Современная практика формирования городской архитектурно-пространственной среды в перспективе ее развития стоит перед необходимостью осознания постоянной непреходящей важности композиционных связей и поиска новых средств их усиления и выражения. Одно из направлений совершенствования и развития структуры планировочных осей и композиционных узлов — продолжение главных из них в новые районы города, повышение степени сложности композиции по мере роста города. Но возможности удлинения композиционных осей не беспредельны. В новых крупных районах города следует формировать новые композиционные системы. Объединить их все вместе достаточно сложно, особенно когда город приобретает расчлененно-групповую структуру. В этих условиях главенствующую композиционную роль принимают на себя открытые пространства, водно-зеленые диаметры и клинья. Из них формируется крупная природно-ландшафтная система, своего рода экологическая ткань, дополнительно скрепляющая композиционное построение города. Одновременно с этим решается и другая композиционная задача — постепенное развитие трехмерных связей, гармонизация силуэта, создание возможности планомерного обзора и многопланового построения и восприятия крупных членений архитектурно-пространственной среды. |
Проекты расселения
- Малые групповые системы
- Экономическая цель
- Малые групповые системы
- Групповые системы
- Задача сдерживания роста
- Региональная система
- Опорный каркас расселения
- Формирование систем расселения
- Долгосрочное планирование
- Развитие населенных мест
- Схема расселения
- Аграрно-промышленная интеграция
- Разделение труда
- Концентрация промышленности
- Размещение производства
- Проектирование
Планировка в градостроительстве
- Сводная оценка территории
- Гидротермическая группа
- Оценка территории
- Территориальные ресурсы
- Координация районной планировки
- Отраслевое проектирование
- Особенность районной планировки
- Отраслевой разрез плана
- Формирование местных групп
- Сеть сельских поселений
- Формирование зональных центров
- Региональная система мест
- Формирование групповых систем
- Достижения градостроительства
Инфраструктура ресурсов
Город как объект проектирования
- Архитектурная композиция города
- Город в системе расселения
- Улично-дорожная сеть
- Система общественных центров
- Функциональное зонирование
- Диалектические отношения
- Численность населения
- Развитие города
- Динамика развития города
- Основные таксономические уровни
- Информационная блочная база
- Функция проектирования
- Назначение системы управления
- Процесс роста города
Функциональная организация города
- Проблемы развития
- Планировочная организация
- Структурные резервы
- Анализ опыта проектирования
- Задачи генерального плана
- Ступенчатое построение
- Социльная жизнь горожан
- Производственные базы
- Комуннально-складская зона
- Места отдыха
- Требования к жилой среде
- Анализ территории города
- Земельные ресурсы
- Территория нового города
Транспортная организация города
- Разработка городского плана
- Задача рассредоточения
- Пассажирские порты
- Развитие системы улиц
- Системы магистральных улиц
- Скоростные дороги
- Категории магистральных улиц
- Улично-дорожная сеть
- Прогнозирование развития города
- Трудовые связи города
- Понятие поле тяготения
- Условия промышленного города
- Функциональные процессы
- Значение городского движения
Жилой сектор
- Осмысление пространственных задач
- Этапы работы над проектом
- Критерии масштабности
- Средства архитектурной выразительности
- Архитектурная организация
- Художественные особенности застройки
- Жилая застройка
- Плотность застройки микрорайона
- Микрорайонный сад
- Схема функционального зонирования
- Структура микрорайона
- Плотность жилого фонда
- Организация системы движения
- Ландшафтные особенности территории
- Застройка жилых районов
- Виды систем учреждений
- Принцип ступенчатости
- Формирование жилых районов
- Основные требования района